Мчали в понедельник с хорошими новостями к команде, а весь энтузиазм разбился об их унылые лица? Все ясно! Тут был ОН - знаменитый негативщик, у которого всегда все плохо.
Как известно, "паршивая овца - все стадо портит". Люди делятся на две категории: кто заряжает и кто заражает. Достаточно одного человека в коллективе, чтобы распространить на всех сомнения в победе, апатию и страх поражения. Такие люди искажают энергию команды, разрушают ее изнутри. Пока руководитель старается что-то создать, они растворяют любые ростки хорошего, опрокидывая все парой токсичных фраз. Правда в том, что созидать и верить трудно, а вот добавлять хаоса и деструкции - особых напряжений не требуется.
Что делать в подобной ситуации, когда не удается удержать в команде позитивную атмосферу?
Первое. Зависит только от выбора руководителя - тратить ли время на перевоспитание знаменитого негативщика. Вопрос философский. Человека не поменяешь, поэтому для начала отделите человека от его негативных проявлений, работать придется именно с ними. Обсудите с этим человеком - что происходит, как он живет и комфортно ли ему самому в этой реальности? Возможно, за привычкой распространять негатив стоят тяжелые жизненные обстоятельства, с которыми человек не справляется. Фон уходит, если поработать с грамотным психологом или коучем. Сталкивался и с такими, кто просто не понимал, как выглядит их поведение со стороны. Таким помогает прямолинейная обратная связь, правда об их поведении. Иногда люди менялись, осознав, что обижали и отталкивали окружающих. Если удастся разобраться в причинах того, почему человек выбрал роль "негативщика" - есть шанс нейтрализовать его деструктивные проявления.
Второй способ - попробуйте такого человека отдалить от коллектива, увеличьте дистанцию, если это позволяет функционал. Исключите из командных задач, не приглашайте на общие собрания, разрешите работать в новой роли - фрилансер. Пусть делает свою работу на отлично и приносит пользу компании, даже если в контакте с ним приходится надевать эмоциональный противогаз.
Минус этого способа - вся нагрузка ляжет на вас, приготовьтесь стать фильтром. Защитите команду и организацию, но примете концентрированный удар на себя, есть о чем подумать. Правда в какой-то момент вы поймете, что можно работать без противогаза с прекрасными людьми. Важно соблюдать экологию по отношению к самому себе, ведь незаменимых сотрудников не бывает, а о себе руководителю нужно заботиться!
Третий способ - сделайте из негативщика официального критика, назначьте на эту "особую" должность в команде. Пусть делится своими впечатлениями, замечает "узкие места" и зоны риска в проектах и процессах. Это может быть полезно. Команда быстро заметит, сколько поступает дельных предложений на практике. Когда негативщику дают возможность показать свой результат - он сдувается, теряет ореол крутого оппозиционера, а всем становится ясно, что ядовитые высказывания никуда не приводят. Немного терпения и все встанет на свои места.
Самое главное, вовремя увидеть такого разрушителя и своевременно принять управленческие меры, иначе жди больших проблем.
А вы сталкивались с токсичными людьми в коллективе? Поделитесь, какие правила "эмоциональной безопасности" используете при контакте с такими личностями?
Обсуждение по ссылке:
https://u.to/77n0Ew