Недавнее исследование показало: если кардиологи предупреждают своих пациентов из группы риска о том, что они умрут, если не изменят образа жизни — не сядут на диету, не будут заниматься физическими упражнениями и не бросят курить, — только один из семи способен серьезно изменить свою жизнь! И мы уверены, что остальные шесть больных хотят жить, увидеть еще много закатов и рассветов, порадоваться, как растут их внуки, и т. д. Они понимают серьезность и срочность изменений. Ведь в их случае самый мощный стимул — жизнь. Врачи убеждены, будто их пациенты знают, что им необходимо делать. Но изменить свою жизнь они не могут.
Если люди не готовы на изменения даже тогда, когда на кону их жизнь, как могут руководители любого уровня в разных организациях ждать успеха от преобразования (даже если сотрудники всей душой их поддерживают), когда ставки и возможная отдача от соответствующих мероприятий совсем не так высоки, как в случае больных-сердечников?
“
"Нужны лидеры, которые способны не только управлять работой организации, но и в соответствии с изменениями в бизнесе полностью перестраивать ее нормы и правила, стратегические цели и задачи и, главное, корпоративную культуру".
Роберт Киган, Лайза Лейхи «Неприятие перемен»
В бизнесе продвинутые компании уже давно поняли всю силу корпоративной культуры и осознанно ею занимаются. Это оооочень непростая задача, связанная с ментальностью людей, их установками, убеждениями, поведенческими стратегиями. В среде топ-менеджеров и коллег из HR стало «бородатым» изречение Питера Друкера «Культура ест стратегию на завтрак».
Специалисты понимают, чтобы начала меняться культура в компании, критически важно руководителям начать разделять декларируемые ценности в ежедневных взаимодействиях с клиентами, коллегами, сотрудниками, партнерами. Тогда список ценностей из красивой таблички в переговорке оживёт и начнёт проявляться в коммуникациях на микро-уровне.
Когда я задумываюсь о том, какую культуру транслируют людям наши государственные деятели и лидеры мнений, я плачу. Я слышу про работу в режиме «раба на галерах», про сотрудничество в режиме «ядерный пепел» , про очередную «пятилетку за три года» и многое другое, что формирует у меня в сознании Россию как враждебное и небезопасное для человека пространство.
Что с этим делать и как трансформировать устойчивую культуру - большой и открытый для меня вопрос. Но мне очень хочется жить в стране, в которой людям осознанно транслируются на всех уровнях такие ценности, как уважение и благодарность, партнерство и открытый диалог, доверие и свобода, забота о себе и других, ценность каждой человеческой жизни, ежедневное движение вперед к своим мечтам и целям. И не показом по телевизору постановочных сюжетов про счастливых доярок из села Веселое с государственным деятелем, а реальными делами.
И здесь очень важно перейти из круга забот в круг влияния (спасибо Стивен Кови!): в ту область, где я могу действительно что-то сами лично менять, а не просто посыпать голову пеплом. Начать формировать свою собственную микро-культуру в своём окружении, опираясь на те ценности, которые я хочу увидеть в этом мире, бережно взращивать и поддерживать их даже самые робкие проявления в самом себе и других. Для меня именно это будет проявлением Культуры счастья.
Ведь как написано в книге, самый мощный стимул — жизнь. И очень важно наполнить свою жизнь теми ценностями, принципами, людьми, событиями, планами, интерпретациями, которые делают меня счастливее.